В Бурятии проходит Межрегиональный фестиваль-конкурс «Хуурайм наадан-2021»

Мастер должен «иметь хороший музыкальный слух; владеть элементарной нотной грамотой и основами музыкальной акустики; уметь играть на том музыкальном инструменте, по которому специализируется; обязательно участвовать в каком-нибудь самодеятельном оркестре или ансамбле народных инструментов. И, конечно же, иметь «золотые руки». Словом, мастера-изготовители должны быть людьми талантливыми, всесторонне грамотными и одержимыми».  Так описывал мастеров Балдан Чимитович Гомбоев, музыкальный мастер-экспериментатор, талантливый композитор-песенник (из статьи Ч. Гомбоева «Встреча с мастером», газета «Правда Бурятии», 1990 г.):

В Межрегиональном фестивале-конкурсе «Хуурайм наадан» приняли участие 12 талантливых мастеров: 3 мастера из Иркутской области, 1 представитель Алтая, 8 – Бурятии. Среди них известные в профессиональных кругах мастера и начинающие.

Мастера из районов Бурятии и Улан-Удэ встретились в Республиканском центре народного творчества. На импровизированной выставке были показаны искусно изготовленные ими традиционные инструменты: морин хууры, хууры, хуур бас, чанзы, лимбы, молитвенный барабан и др.

Интересна история мастера Жалсана Бальжинимаева. Он начал делать лимбы благодаря своей внучке:

Внучку записали в музыкальную школу на класс «Лимба». Она оказалась без инструмента. Я решил ей сделать лимбу, чтобы она хотя бы пальцы тренировала. Нашел подходящего размера брусок лиственницы, сверлил, регулировал отверстия, подбирал инструменты. Примером послужила эбонитовая лимба из школы. Сделал три инструмента из разного дерева. Пробовал делать флейты. – Сейчас мастер планирует изготавливать морин хууры.

Также впервые принял участие в конкурсе Андрей Билтуев из г. Улан-Удэ. Он работал мастером производственного обучения техникума строительства, реставратором деревянного зодчества:

 Азы мастерства брал у Очиржапа Доржиевича Жамбалова, Леонида Бимбаевича Бабалаева. Дека верхняя сделана из ели горной окинской, гриф из березы и красного дерева, украшает моринхуур голова лошади и дракона. Технически сделать инструмент не проблема, а что там внутри… Мой музыкальный эксперт – улигершин Алексей Цырендылыков, он посоветовал участвовать в конкурсе.

Дистанционно в конкурсе участвует известный мастер-изготовитель музыкальных инструментов Владимир Марченко. В этом году мастер отметит свое 70-летие. Владимир Сергеевич родился в Белоруссии, там же окончил музыкальное училище. По приглашению приехал работать в г. Северобайкальск. Учился, а затем работал в Восточно-Сибирском государственном институте культуры преподавателем класса гитары. В 1991 году открыл в Москве музыкально-производственное объединение им. А.Н. Иванова-Крамского. В 1980 году начал делать струны, много экспериментировал, его нейлоновые струны стали устанавливать сначала на гитары, русские народные инструменты, а затем и на бурятские. Сейчас на струнах мастера играют музыканты Бурятии, Тывы, а также Монголии, Казахстана и Китая. Его струны экспонируются в Музее музыкальных инструментов в г. Сеуле в Южной Корее. Ремонтируя бурятские народные инструменты, он постепенно перешел к их изготовлению. В. Марченко изготавливает не только русские, бурятские народные инструменты, но и других народов бывшего Союза. В настоящее время он живет и работает в Республике Алтай.

Оценить звучание инструментов на конкурсе помогли музыканты: Эрдэм Дымбрылов, преподаватель ДШИ № 4 г. Улан-Удэ, обладатель гран-при III фестиваля-конкурса 2012 г., лауреат в номинации «Исполнители на традиционных бурятских инструментах сууха-хуур, суур» конкурса 2017 г. и Гомбо Бадмаев, руководитель Народного фольклорного ансамбля «Ольхон».

Эрдэм Дымбрылов:

– Границы с Монголией закрыты, а именно Монголия была основным поставщиком народных инструментов. Поэтому хорошо, что проводится конкурс «Хуурайм наадан», а с 2017 года введена номинация среди мастеров-изготовителей. Отрадно, что мастера начали делать сууха-хур, который является исконным бурятским инструментом. Сууха хур идеально подходит при исполнении бурятских народных песен по звучанию, тембру.

Баттувшин Балдансэрэн, народный артист Республики Бурятия, постоянный член жюри фестиваля-конкурса:

– Я пятый раз работаю в жюри конкурса «Хуурайм наадан» и могу сказать, что в целом с каждым разом он становится лучше. Радует, что много мастеров участвует. Например, мастерская «ХаДор» давно начали производство инструментов и перешли на профессиональный уровень. Есть участники, которые в домашних условиях делают инструменты «на коленке», но тем не менее звучание их инструментов хорошее, очень приятное. Но для исполнителей не хватает репертуара, хотелось бы больше новых композиций. Есть свои нюансы в заочном формате проведения конкурса, видеозапись не передает энергетику исполнителей, живое исполнение гораздо интереснее слушать. Мы знаем многих участников конкурса, наблюдаем за их ростом.  Они растут в мастерстве, технике исполнения, звучание инструментов становится лучше. Игра на традиционном инструменте требует народной манеры исполнения, понимания смысла на генетическом уровне, чтобы за душу брало. Мы к этому стремимся. У нас есть достойные исполнители.

Отметим, Межрегиональный фестиваль-конкурс «Хуурайм наадан-2021» состоялся в трех номинациях: исполнители на народных инструментах, композиторы музыкальных произведений для бурятских народных инструментов и мастера по изготовлению бурятских народных инструментов.

Главные призы не первый год учреждают Буддийская традиционная Сангха России и общественный деятель Виндарья Доржиева. Лучшие исполнители на традиционных бурятских инструментах сууха-хуур и суур получат денежные призы по 50 тыс. рублей каждый.

В Гала-концерте фестиваля-конкурса выступят лучшие исполнители, будут объявлены имена победителей конкурса в трех номинациях. Концерт будет транслироваться на сайте smotriefir.ru с 5 апреля.

Учредители фестиваля-конкурса: Министерство культуры Республики Бурятия, Буддийская традиционная Сангха России, организаторы: Республиканский центр народного творчества, Колледж искусств им. П. И. Чайковского. Два денежных приза по 50 тыс. рублей каждый учредили Буддийская традиционная Сангха России и общественный деятель, автора проекта «Возрождение утраченных бурятским народом старинных музыкальных инструментов: сууха хуур, суур»  Виндарья Доржиева.

 

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")