Республиканский центр народного творчества был создан в 20-е годы прошлого века, в эпоху великих перемен, когда страна искала новые пути развития.
Сегодня РЦНТ – это сердце народной культуры, здесь каждый может прикоснуться к своим истокам, ощутить связь поколений, почувствовать тепло рук, создавших шедевры ремесленного искусства, услышать мелодии, которые веками передавались от поколения к поколению.
РЦНТ продолжает идти вперед, сохраняя верность своим корням и открывая новые горизонты.
Центральный Дом искусств – Республиканский центр народного творчества
1920–1930-е гг. Культурное строительство
В 1920–1930-е гг. развитие национального искусства рассматривалось правительством Бурятии как один из важнейших участков культурного строительства. В области национально-культурного строительства актуальными оставались вопросы культурного наследия бурятского народа и его использование при создании новой культуры, путей и методов осуществления культурной революции (из статьи М. Ц. Гончиковой, канд. ист. наук, доцента кафедры музыкального и художественного образования БГУ «Музыкальная культура Бурятии в период национально-культурного строительства (1920–1930 гг.)
В рамках реализации культурной политики в 1928 г. в Верхнеудинске при участии сотрудников художественной секции был открыт Национальный клуб (Бурнацклуб), постепенно объединивший культурные силы города. В 1929 г. заседание коллегии Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса) от 18 июня приняло решение о реорганизации Бурнацклуба в Центральный Дом искусств, который объединил действующие в то время театральную студию, музыкальную передвижку, картинную галерею и др. Центральный Дом искусств выступал как организатор и руководитель всей национальной художественно-массовой работы республики.
В 1931 г. он был переименован в Республиканский Дом народного творчества (РДНТ), позже получивший имя революционера В. Серова. К середине 30-х годов в республике действовало уже более 100 коллективов художественной самодеятельности и сотни любителей одиночек. Создание ДНТ – самостоятельной, специализированной организации, призванной содействовать развитию народного творчества, стало важным событием в культурной жизни республики. Вначале РДНТ не имел своего помещения, выполняя функции сектора при Управлении по делам искусств при СНК (Совет народных комиссаров) Бурят-монгольской АССР. Но уже с первых шагов его немногочисленные сотрудники активно включились в проведение смотров художественной самодеятельности в районах и на предприятиях г. Улан-Удэ; семинаров и консультаций для руководителей коллективов; подбору репертуара.
Пять предвоенных лет в жизни Республиканского Дома народного творчества были наполнены заботой о расширении возможностей для трудящихся республики заниматься художественным творчеством, об охвате этой работой всех категорий и групп населения.
Из годового отчета за 1937 год явствует, что состоялись инструкторские выезды в 15 районов с пребыванием в каждом от 12 дней до одного месяца; в каждом районе проведена районная олимпиада народного творчества, проведены смотры художественной самодеятельности на предприятиях г. Улан-Удэ и в завершение – городская олимпиада народного творчества, с охватом более 100 человек; организованы три краткосрочных семинара по художественной самодеятельности в районах и два в городе с охватом 100 человек; при Доме народного творчества работали театральная, ИЗО и ритмо-пластическая студии, на сегодня существует театральная студия и ИЗО студия, из-за отсутствия помещения не работает ритмо-пластическая студия, в студиях насчитывается 70 человек; систематически проводятся инструктивные совещания с руководителями кружков и зав. клубами, в 1937 году проведена первая городская конференция с активом художественной самодеятельности в 300 человек; велись работы по собиранию бурятского и семейского фольклора, в 1938 году предполагается обработать и издать фольклорные материалы к 15-летию Республики; работники РДНТ повседневно вели консультационную работу по репертуару и по всем видам художественной самодеятельности; к концу 1937 года число сельских творческих коллективов удвоилось.
Важным средством стимулирования художественной самодеятельности были смотры и олимпиады. Первая художественная Олимпиада в Бурятии состоялась в 1929 году. С тех пор они проводились регулярно, а со второй половины 30-х годов их организатором выступил Дом народного творчества.
В 1938 году Дому народного творчества удалось создать в с. Киндигир Северо-Байкальского аймака первый эвенкийский театральный коллектив, работающий на родном языке. Немало делалось для развития бурятской самодеятельности в отдаленных улусах и русской в старообрядческих «семейских» селах.
1940-е гг. Свое здание. Первая декада бурятского искусства в Москве
Правительство Бурятии позаботилось о Доме народного творчества, и в 1940 году РДНТ имел просторное здание со зрительным залом, сценой, методическими кабинетами, библиотекой, костюмерной. Для работы были приобретены рояли, пианино, комплекты оркестровых инструментов, киноустановка.
В штате Дома состояло 32 работника – специалисты по всем жанрам народного творчества и 5 разъездных инструкторов для работы с коллективами самодеятельности в глубинке. По мнению современников, бурятский Дом народного творчества был одним из сильнейших в России и по составу своих кадров, и по своей оснащенности. В 1938–39 гг. при ДНТ в студии 40 художников овладевали основами живописи по двухгодичной программе; театральная студия осуществила ряд постановок; был создан ансамбль песни и танца из 50 человек.
Одним из крупнейших событий культурной жизни республики в предвоенные годы стала первая декада бурятского искусства в Москве, проведенная по инициативе руководства республики и поддержанная Правительством страны. Подготовка к декаде явилась стимулом и дальнейшего развития самодеятельного народного творчества. Дом народного творчества провел огромную работу по выявлению талантливо молодежи в самых отдаленных уголках республики. За счет способных участников самодеятельности первых выпускников театрально-музыкального училища и приглашенных артистов в 1938 г. были созданы филармония, колхозно-совхозный театр, театр кукол. Участниками декады стали талантливые исполнители певцы, музыканты, танцоры, художники; семейский хор с. Большой Куналей Тарбагатайского района в количестве 32-х человек, ансамбль песни и пляски народов севера – эвенков в количестве 25-ти человек. Тридцать мастеров народных ремесел представили на выставку изобразительного искусства Бурят – Монголии в г. Москве 121 экспонат чеканных, резных и вышивных работ.
При подготовке к показу в Москве уделялось большое внимание обучению национальных кадров руководителей коллективов; развитию национальной инструментальной музыки, хореографических, хоровых кружков.
В трудные военные годы многие активны деятели культуры ушли на фронт. Многотрудные тыловые заботы отодвинули на второй план художественные интересы. Число клубов сократилось. Тем не менее художественная самодеятельность продолжала участвовать в культурно-просветительной и военно-патриотической работе. Особое развитие получило агитбригадное движение, художественное обслуживание трудовых бригад, госпиталей. В этой работе участвовал Дом народного творчества.
За годы войны штаты Дома сократились до 5 человек, помещение – одна комната. В таком состоянии встретил Республиканский Дом народного творчества окончание войны. Началась длительная упорная работа по восстановлению не только экономики, но и культурной сферы.
В 1945 году было образовано самостоятельное ведомство – Управление по делам культурно-просветительных учреждений. В сотрудничестве с ним Дом народного творчества взялся за решение задач – создать в каждом аймачном центре Дом культуры, а в каждом сомоне и сельсовете – клуб с библиотекой и полноценным набором художественных кружков. Для выполнения этой задачи потребовалось почти две пятилетки. За это время количество коллективов художественной самодеятельности утроилось, а число их участников выросло в 4 раза.
1950–60-е гг. Расцвет художественной самодеятельности
Дом народного творчества продолжал организовывать смотры художественной самодеятельности, которые были составной частью Всесоюзных и Всероссийских смотров и фестивалей. Они существенно активизировали культурную жизнь городов и сел. С успехом прошли смотры 1947 и 1951 годов, фестиваль молодежи 1956–57 гг.
В народном творчестве происходят и качественные сдвиги. Центр интересов художественной самодеятельности все больше перемещается в сторону хорового и хореографического искусства. Усложняется репертуар. Растет культура исполнения и оформления концертов и спектаклей. Важным событием 1959 года в культурной жизни республики явилась декада искусства и литературы Бурятской АССР в Москве, проходившая в ноябре 1959 года., в которой приняло участие 134 самодеятельных артиста.
Характерной особенностью 60-х годов в области художественной самодеятельности было систематическое проведение республиканских, Всероссийских и Всесоюзных смотров и фестивалей, которыми отмечались важнейшие общественно-политические события в стране и республике. В фестивале искусств 1969–1970 гг. Участвовало более 46 тысяч исполнителей, а в I Всесоюзном фестивале самодеятельного художественного творчества – 75 тысяч человек.
При активной работе ДНТ осваиваются новые виды и жанры самодеятельного творчества; начиная с 1974 года, широко создаются народные театры и народные ансамбли. К 1980 г. их уже было около 54. Начинает развиваться кино-, фотосамодеятельность, авторская песня. С 1962 года в Улан-Удэ регулярно проводятся фотовыставки.
Наиболее массовым жанром художественной самодеятельности в республике было хоровое искусство, которым занималось не менее 40% общего числа любителей. В сельских клубах возникает немало ансамблей бурятских народных инструментов.
Становление бурятской национальной музыкальной самодеятельности
Становление бурятской национальной музыкальной самодеятельности тесно связано с работой замечательного народного музыкального мастера В.Д. Дугарова, который под эгидой Дома народного творчества создал за свою жизнь несколько сотен национальных инструментов – хуров, лимб, чанз, хучиров, значительно усовершенствовал эти старинные инструменты и сделал их пригодными для оркестрового звучания. Но национальных инструментов по-прежнему не хватало. Дом народного творчества активно содействовал созданию в Улан-Удэ мастерской по производству национальных инструментов.
По инициативе ДНТ в активный оборот включаются некоторые инструменты, использовавшиеся ранее в богослужебной практике. Из Монголии вывозятся первые ятаги и хучиры, которые органично влились в бурятское музыкальное творчество. Одновременно дом народного творчества издает самоучитель для хура, чанзы, лимбы.
Народные художественные промыслы
Большое внимание уделялось сохранению уникальных народных промыслов, издревле составлявших гордость бурятского и русского населения Забайкалья – чеканки, резьбы, ткачества, вышивки, а также развитию самодеятельного изобразительного искусства. В 1950 году после длительного перерыва состоялась республиканская выставка прикладного искусства. С 1959 года республиканские выставки стали регулярными.
Работа с художниками серьезно улучшилась, когда Дом народного творчества создал Республиканский клуб самодеятельных художников и народных мастеров, а затем – Музей народного творчества в г. Кяхта. Самодеятельное изобразительное творчество Бурятии 70-х годов уже был представлено большой группой талантливых художников.
На счету художников участие во многих выставках: республиканских, всероссийских. Всесоюзных, международных, на которых их творчество было отмечено дипломами и медалями всех степеней.
Выставки декоративно-прикладного творчества начала 2000-х: «Мастера – Бурятии – 2002», «Шедевры декоративно-прикладного творчества. Бурятии» (2003 г.) представляли практически работы мастеров изо всех районов республики. Их экспозиции поражали разнообразием, самобытностью видов и жанров искусства: ювелирные изделия, чеканка, роспись по стеклу и дереву, резьба, изделия из меха, бересты, вышивка, костюм, кукла и т.д. Творчество уникального мастера-самородка, наивного Художника В.С. Конечных экспонируется в государственных музеях нашей страны, в Англии, Германии, Чехословакии, Польше; его работы вошли в каталог выставки «Наивное искусство России» (1998 г.); он занесен в Международный каталог художников– примитивистов ЮНЕСКО.
Хореографическое искусство
Существенный вклад в развитие самодеятельного танцевального искусства в республике внесли М. Арсеньев, Т. Гергесова, М. Заславский, Г. Кривулина, Т. Полозова, В. Соколов, Н. Старжевская. Почти сорок лет руководил коллективами художественной самодеятельности заслуженный деятель искусств республики Ф. Иванов, с именем которого связано становление бурятской народно-сценической хореографии. Их постоянными консультантами и активными помощниками были работники Дома народного творчества В. Абгалдаева и В. Тумурова.
Легенда бурятской хореографии Виктория Абгалдаева, кавалер Ордена почета, заслуженный работника культуры России и Бурятии 50 лет своей жизни посвятила искусству танца, взрастила не одно поколение хореографов, была мудрым наставником и учителем. Весь ее трудовой стаж обозначен двумя записями: танцовщица ансамбля песни и танца «Байкал» (1957–1969) и заведующая сектором хореографии Республиканского центра народного творчества (1969–2007).
В 1970 г. при Доме народного творчества организован ансамбль бального танца «Туяна», ставший вскоре лауреатом многих всероссийских конкурсов. Делаются попытки создать современный бальный танец. Так появляются и получают распространение «Туяна» и «Баяр» Л. Пинигиной, «Сэсэг» Ф. Полозовой.
Победное шествие наших хореографических коллективов началось с проведения первого республиканского конкурса бального танца и победы наших пар в 1972 г. на II Всероссийском конкурсе бального танца в г. Красноярске. Лауреатами тогда стали: Татьяна Вампилова, Бато Баяртуев, Татьяна Чимитов».
В 1973 году ансамбль «Селенга» Селенгинского района прекрасно исполнил танец «Наши девушки» на Всероссийском зональном фестивале художественного творчества в г. Иркутске, а затем в Москве в заключительном показе фестиваля в Кремлевском Дворце съездов и на центральном телевидении в 1975 г. перед поездкой в Германию. На этом же ансамбле был поставлен танец «Цветок Байкала», который покорил всех зрителей и скандировался каждый поворот. Этот танец был задуман в 1976 года Михаилом Заславским и не закончен. Завершила начатое дело прекрасного бурятского балетмейстера Виктория Абгалдаева. Сектор хореографии под ее руководством работал и над подготовкой и вовлечением молодых кадров, так приняты были на работу Дандар Бадлуев, создавший в 1979 г. ансамбль восточного танца «Лотос», Татьяна Чимитова – руководитель ансамбля «Уянга» и мастер народного танца, народная артистка Бурятии – Оюн Тумурова, впоследствии – прекрасный постановщик бурятских танцев.
Из студий и самодеятельных коллективов вышло немало профессиональных артистов
Еще один важный факт из истории развития художественной самодеятельности. Из студий и самодеятельных коллективов вышло немало профессиональных артистов. Иногда целые коллективы Дома народного творчества переходили на профессиональную сцену. Так произошло и с оркестром народных инструментов, созданным Домом народного творчества в 1967 году, который перешел к профессиональной деятельности в качестве коллектива национального оркестра Бурятского телевидения и радио.
Развитие самодеятельности требовало серьезных усилий по формированию ее репертуара. Систематически объявлялись конкурсы на создание лучших произведений для клубной сцены. Расширялось издание репертуарной литературы. Долгие годы республиканский Дом народного творчества издавал «Эстрадный сборник», в котором публиковались лучший репертуар на бурятском языке, затем ежемесячный «Репертуарный листок»; методические пособия; серьезные монографии по проблемам истории, теории и практики народного творчества и культурно-просветительной работы.
Первый в стране научно-методический центр народного творчества и культпросветработы
Большое влияние на совершенствование деятельности Дома народного творчества, воспитание его специалистов, и сегодня плодотворно работающих на благо культуры Бурятии, оказал заместитель Министра культуры республики А.М. Герштейн. Под его руководством в 1974 году на основе объединения Дома народного творчества и Методического кабинета культурно-просветительной работы создан первый в стране научно-методический центр народного творчества и культпросветработы. В связи с этим реорганизована вся система методического обеспечения на республиканском и районном уровнях.
По инициативе А.М. Герштейна РНМЦ были делегированы многие управленческие функции Министерства культуры в части культпросветработы и народного творчества. Центр стал важным организационным звеном в руководстве самой массовой отраслью культуры республики. В 1981 году в республике была начата работа по созданию районных организационно-методических центров. По примеру Бурятии в 80-е годы хорошо зарекомендовавшие себя такие центры стали возникать и в других регионах России. Создаются в эти годы культурно-спортивные комплексы. В период до 01.01.87 г. в республике было создано 207 культурно-спортивных комплексов.
В 70-80-е годы прошлого века РНМЦ с успехом проводил республиканские, всероссийские, всесоюзные конкурсы, смотры, фестивали. Выступления самодеятельных коллективов из Бурятии производили фурор на зональных, всероссийских и всесоюзных смотрах. Развитие самодеятельности требовало серьезных усилий по формированию ее репертуара. Систематически объявлялись конкурсы на создание лучших произведений для клубной сцены. Возросло издание репертуарной литературы, одобренной и принятой художественным советом РНМЦ. РНМЦ выступила инициатором создания районных организационно-методических центров (РОМЦ). Этому новаторскому шагу вскоре последовали во всем СССР.
Со времени создания Республиканского научно-методического центра его внутренняя структура расширилась. Творческая организация с большим потенциалом в своем составе имела 6 отделов, библиотеку, копировально-множительное бюро, студию звукозаписи, прокатную базу костюмов, пошивочную мастерскую, передвижной автоклуб. При центре работали несколько опорных коллективов самодеятельности, объединение самодеятельных композиторов, клубы самодеятельных художников и фотолюбителей. Внештатными методистами центра являлись многие ведущие специалисты республиканских организаций, учебных заведений, творческих союзов, театров.
В 90-е, начале 2000-х гг. Республиканский центр народного творчества, несмотря на трудные годы, работал также интенсивно и плодотворно, благодаря чему клубная работа на селе и народное творчество продолжали жить и развиваться.
РЦНТ учредил новые конкурсы: на лучшую песню, конкурсы «Дангина», «Баторы Гэсэра», «Наранай туяа», «Алтан гургалдай», улигершинов, хоровые и жанровые фестивали, телемарафон «Байкал – культура – человек», Международный фестиваль фольклора «Байкал – жемчужина мира».
С 1991 года работала республиканская, а затем региональная «Байкальская школа менеджеров культуры» с привлечением педагогов ВУЗов Санкт-Петербурга, Москвы, АПРИКТа и известных специалистов России.
Возросший интерес к национальной культуре, традициям и обычаям у народов Бурятии способствовал появлению конкурсов «Батор, Дангина», песенных конкурсов улигершинов, «Лучшая песня года», «Алтан Гургалдай», детской эстрадной песни «Наранай туяа», фестивалей народной культуры «Играй, гармонь, звени, частушка!», «Казачий круг».
С 2000 года РЦНТ, благодаря поддержке Федеральных целевых программ стал проводить фестивали национально-культурных центров «Содружество сердец», исполнителей эстрадной песни «Белый месяц», старообрядческой культуры «Путь Аввакума» и «Раздайся, корогод!», конкурс среди модельеров «Торгон зам» («Шелковый путь»), исполнителей горлового пения «Дыхание Земли».
Центр откликается на новые явления социокультурной жизни республики. В его структуре был создан сектор по работе с национальными культурными центрами. В Бурятии в разное время активно действовали порядка 20 национальных центров. Ведущее место в их деятельности занимают проблемы сохранения национальных культурных традиций, воспитание бережного отношения к культурной среде этносов, языкам, памятникам, обрядам, праздникам.
В эти годы руководила Центром Надежда Донсоронова. Более 50 лет своей профессиональной деятельности она посвятила сфере культуры. В 1962 г. Надежда Галсановна начала свою карьеру как методист, в 1991 возглавила Республиканский центр народного творчества. С 2009 по 2017 гг. работала президентом РЦНТ. Избиралась вице-президентом Сибирской Ассоциации центров народного творчества. Имеет звания «Заслуженный работник культуры Бурятии, России», лауреат премии Правительства РФ в области культуры за проект: «Реализация программы ЮНЕСКО «Провозглашение шедевров устного и нематериального наследия человечества на территории Российской Федерации», награждена Орденом Дружбы, медалью «За заслуги перед Республикой Бурятией». По её инициативе, поддержанной группой известных ученых и творческой интеллигенции, Верховный Совет Республики Бурятия принял решение о придании национальному празднику «Сагаалган» статуса народного праздника. При ее участии создан Совет по культуре при Президенте Республики Бурятия, координационный совет министерств и ведомств республики, внедрена работа с органами местного самоуправления через заключение договоров с Министерством культуры Бурятии, осуществлена работа по координации деятельности с другими министерствами и ведомствами, разработке нормативно-правового акта «Об утверждении модельного стандарта деятельности культурно-досуговых учреждений Республики Бурятия».
Новый дом
В апреле 2017 года РЦНТ получил капитальное отремонтированное здание по ул. Смолина, 6, где созданы все необходимые комфортные условия для работы сотрудников и творческих коллективов. В этом огромная личная заслуга директора Ж.А. Архинчеевой*.
Жаргалма Архинчеева – директор РЦНТ с 2015 до января 2023 гг. Профессиональную деятельность длиной в 34 года она посвятила работе в Республиканском центре народного творчества. Под ее руководством состоялись успешные фестивальные и конкурсные проекты, направленные на создание оптимальных условий для развития народного творчества в рамках системы учреждений культуры республики, формирование единого культурного пространства региона, пропаганду и развитие различных жанров традиционной народной культуры, и их широкое внедрение в современную и общественную жизнь. Это V Всероссийский съезд руководителей методических служб в сфере народного творчества, XI Межрегиональный смотр деятельности этнокультурных центров коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, навстречу 400-летию со дня рождения Протопопа Аввакума, Байкальский межрегиональный фестиваль-конкурс студенческих и любительских театральных коллективов «Хроники исчезающих деревень» в рамках мероприятий, посвященных Году театра в России и мн. др.
Старое здание на Красногвардейской улице (неблагоустроенное, площадью 838,5 кв. м.), которое занимал РЦНТ с 1974 года, являлось зданием Михайло-Архангельской церкви (до 1932 года). 24 мая 2017 года здание было передано Бурятской митрополии Русской Православной церкви. Согласно ФЗ от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», Правительство Республики Бурятия предприняло все усилия для возвращения здания Михайло-Архангельской церкви Бурятской митрополии, а РЦНТ обеспечить благоустроенным домом.
В здании общей площадью 1018,8 кв. м., расположились кабинеты сотрудников, конференц-зал, два хореографических зала с костюмерными и душевыми, репетиционная для фольклорных коллективов, студия звукозаписи, мастерская по пошиву костюмов.
В октябре 2024 г. в здании РЦНТ произошел пожар. В настоящее время готовятся ремонтно-восстановительные работы. Учреждение продолжает работу в штатном режиме во временно предоставленных помещениях в Национальной библиотеке РБ; в Колледже искусств им. П. И. Чайковского проводят репетиции базовые фольклорные коллективы, в Центре современного искусства «Залуу» размещена костюмерная, занимаются хореографические ансамбли «Лотос» и «Булжамуур».
Творцы народного творчества
В разные эпохи руководили учреждением выдающиеся деятели культуры, каждый из которых оставил неизгладимый отпечаток в его истории: М.А. Ермаков М., С.В. Красный, А.К. Сункуева, А.И. Бажеев, Б.О. Цырендашиев, А. Дондоков, В.М. Ковальчук, Н.Б. Дамиранов, Н.Ю. Мадуев, С.Ф. Миронова, Н.Г. Донсоронова, С.Д. Доржиев, Ж.А. Архинчеева.
За годы существования центра немало потрудились его методисты и научные сотрудники: В. Абгалдаева, Д. Бадлуев, М. Банщиков, В. Николаева, М. Воробьев, О. Герштейн, Р. Дамбаева. Т. Дубко, Л. Норбоева, В. Дашинимаева, А. Жукова, Е. Зориктуева, Д. Дондукова, С. Алхунова, С. Эрдынеева, О. Вавилова, Н. Гармаева, Ю. Зяблицев, Н. Арбатский, Ю. Измайлов, В. Ильина, В. Ковалев, И. Макальский, А. Овчинников, Л. Посельская, В. Батожаргалова, М. Ушакова, И. Хазагаева, Б. Эрдынеев, Т. Баендуева, С. Шопхоева, Н. Токуренова, В. Долженко, Б. Гомбоев, О. Полякова, А. Ринчинов, хореографы: В. Тумурова, Л. Пинигина, Т. Чимитова, Т. Вампилова, Л. Шабаганова, Т. Ангапова, И. Алсыева, С. Доржиева, А. Хармагирова, Т. Дымчикова, И. Хунданова, В. Дагбаева, О. Банзарон и многие другие.
Базовые художественные коллективы РЦНТ
С творческими коллективами Центра работали и работают ведущие хормейстеры Бурятии.
В 2024 г. создателю и бессменному руководителю старейшего фольклорного хора «Магтаал», заслуженному работнику культуры Российской Федерации и Республики Бурятия Алле Балдаевой исполнилось 85 лет. Первый в Бурятии фольклорный хор «Магтаал» («Восхваление») создан в 1974 году. В 1981 году он стал базовым коллективом Республиканского научно-методического центра и получил звание «Народный». Алла Галдановна руководила хором вплоть до 2024 г.
С основания в 1972 по 2016 гг. Народным женским камерным хором «Ариг Ус» руководила его основатель Маргарита Хрущёва, заслуженный работник культуры Бурятии и России. С 2017 по 2023 гг. хором руководила Вера Мантатова, заслуженный работник культуры Бурятии и России.
Мария Ербахаева, заслуженный работник культуры Бурятии руководит Народным фольклорным ансамблем «Наран-Гоохон» с 2008 г. по настоящее время.
Забайкальский семейский народный хор «Истоки», участники которого являются потомками старообрядцев образован в 1967 г. Одно из ярких событий в творческой биографии хора – участие в 1971 г. в VII Международном музыкальном конгрессе ЮНЕСКО в Москве. С 2000 по 2021 гг. руководила хором Долженко В.Н. Под ее руководством, в тонкости знающей локальные традиции фольклора старообрядцев Забайкалья, хор достиг высоких результатов. «Истоки» - победитель и призер региональных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. В 2016 году коллективу присвоено высокое звание «Заслуженный коллективов народного творчества Российской Федерации», в 2021 г. хор подтвердил звание. Вера Никифоровна – заслуженный работник культуры Республики Бурятия, Лауреат Государственной премии Республики Бурятия за заслуги в развитии народного творчества. Более 30 лет Вера Никифоровна посвятила делу сохранения и популяризации культурных традиций русского населения Забайкалья, старообрядческого (семейского), казачьего фольклора в Республике Бурятия.
Народный ансамбль восточного танца «Лотос» создан в 1979 г. Руководитель коллектива Татьяна Ци-Ю-Фа продолжает развивать и совершенствовать хореографическое мастерство в новых постановках. Ансамбль хранит традиции, заложенные основателем ансамбля более 40 лет назад – Дандаром Бадлуевым, заслуженным деятелем искусств РФ, Лауреатом премии Правительства РФ (в данное время директор Государственного театра песни и танца «Байкал»). С коллективом работали яркие деятели народного творчества: Виктория Абгалдаева, Василиса Тумурова, Татьяна Гергесова, Татьяна Вампилова, талантливые хореографы: Инесса Алсыева, Наталья Санжеева, Оюна Банзарон.
Талантливый педагог и балетмейстер, известный в Бурятии и в России специалист в области восточного танца, заслуженный работник культуры Российской Федерации Людмила Овчинникова с 1984 г. руководит ансамблем народного танца «Булжамуур». В декабре 2004 г. ей была вручена Премия Министерства культуры России «Душа России» за заслуги в развитии народного творчества, а в 2015 г. премия Правительства Российской Федерации «Душа России» за вклад в развитие народного творчества в номинации «Народный танец» (2015 г.). Ансамбль «Булжамуур» – обладатель Гран-При, Золотых медалей и Дипломов Лауреатов международных и всероссийских фестивалей. В 2020 г. приказом Министерства культуры Российской Федерации коллективу присвоено звания «Заслуженный коллектив народного творчества». Постановки Л. Овчинниковой вошли в золотой фонд бурятской хореографии.
Основное направление творческой деятельности народных фольклорных ансамблей: «Уряал» (создан в 1982 г.) и «Ольхон» (создан в 2001 г.) – это песенный этнографический фольклор и устное народное творчество. Ансамбли работают в фольклорно-сценическом направлении, стараясь при этом сохранить традиции и манеру исполнения, самобытную культуру бурятского народа. Основатель «Ольхона» – Виктория Абгалдаева. С 2003 по 2018 гг. руководителем работала заслуженный работник культуры Бурятии Маланова Лариса Егоровна. С 2018 по 2022 г. Бадмаев Гомбо Алдарович. Основатель и первый руководитель коллектива Валентина Дамбуева, заслуженный работник культуры РФ и РБ. С 2002 по 2022 гг. – руководитель, замечательный музыкант, хормейстер Аюша Ринчинов. Ныне руководит двумя коллективами: Долгор Георгенова.
Достижения и награды
30 января 2003 года в жизни коллектива РЦНТ произошло важное событие – ему была вручена Государственная премия Республики Бурятия за заслуги в развитии народного творчества. Президент Республики Л.В. Потапов, вручая диплом Лауреата Государственной премии, сказал в адрес РЦНТ: «Вы своим главным призванием выбрали сохранение традиций культурного наследия народов Бурятии и сегодняшняя награда – признание ваших заслуг, вашего таланта».
РЦНТ является неоднократным победителем Всероссийского смотра работы Домов (Центров) народного творчества, становился лауреатом Всероссийского конкурса по информационной работе, лауреатом I степени Всероссийского конкурса актуальных национально-культурных проектов «Россия – этнический комфорт», занял 2-е место в номинации «Проект, реализованный региональным культурно-досуговым учреждением клубного типа (уровень субъекта)» Всероссийского конкурса «Дом культуры. Новый формат», награждался Дипломами Министерства культуры Российской Федерации и Государственного Российского Дома народного творчества.
25 октября 2024 г. Глава республики Алексей Цыденов наградил Центр народного творчества премией в области развития бурятского языка «Yндэhэн хэлэнэй үлзы хэшэг» («Священный дар родного языка») как лучшую организацию в сфере культуры в Республике Бурятия.
Центр сегодня
Определяющее и главное в деятельности РЦНТ – популяризация народного искусства, сохранение и актуализация объектов нематериального этнокультурного достояния и многообразия, культурной самобытности народов и этнических общностей, проживающих на территории Республики Бурятия.
Деятельность Государственного автономного учреждения культуры Республики Бурятия «Республиканский центр народного творчества» направлена на участие в организации и проведении особо значимых республиканских мероприятий, на реализацию Национального проекта «Культура», Федерального проекта «Создание условий для реализации творческого потенциала нации» («Творческие люди»), проекта партии «Единая Россия» – «Культура малой Родины» и задач, поставленных учредителем – Министерством культуры Республики Бурятия.
С 2022 г. Центром народного творчества ведутся работы по созданию и пополнению регионального реестра нематериального культурного наследия. Фольклорные экспедиции снаряжаются в населенные пункты республики. Участники экспедиции ведут работу по обработке и описанию фольклорных объектов, которые после рассмотрения экспертным советом Министерства культуры Республики Бурятия, включаются в реестр нематериального культурного наследия.
В рамках реализации подпрограммы №6 «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия» в 2022 – 2026 гг. Государственной программы «Культура Бурятии» при РЦНТ создан Координационный центр по культуре старообрядцев (семейских). Координационный центр работает в тесном сотрудничестве с деятелями науки и искусства, общественностью, детскими садами и школами – муниципальными инновационными площадками, реализующими программы по приобщению детей дошкольного возраста к культуре семейских, оказывает методическую помощь фольклорным и иным творческим коллективам. Центром создан сайт «Семейские.рф», который публикует новости о событиях, связанных с культурой старообрядцев как в Бурятии, так и за её пределами, а также статьи об их истории, вероисповедании и этнографии.
Под руководством своего директора, заслуженного работника культуры Бурятии А.Н. Дугаровой РЦНТ проводит культурные акции: информационно-просветительские, образовательные мероприятия, фестивали, смотры, конкурсы и выставки декоративно-прикладного искусства. Большое внимание уделяется образовательным форматам: курсам повышения квалификации для работников культуры муниципальных культурно-досуговых учреждений, онлайн-лекциям, творческим встречам, а также крупным инновационным проектам.