В Улан-Удэ наградили лауреатов и участников IV Республиканского конкурса смотра-конкурса культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций»

14 октября в ГРДТ им. Н.А. Бестужева прошла церемония награждениялауреатов и участников IV Республиканского конкурса смотра-конкурса культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций». Призовой фонд смотра-конкурса культуры и быта семейский «Хранители отчих традиций» составил 550 тыс. рублей. В церемонии приняли участие министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева, председатель Ассоциации содействия, сохранения и развития этнокультуры старообрядцев Леонид Белых,  заместитель Председателя Ассоциации содействия, сохранения и развития этнокультуры старообрядцев, председатель жюри IV Республиканского конкурса смотра-конкурса культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций» Иван Калашников. Фоторепортаж с награждения по ссылке.

Итак, в IV смотре-конкурсе участвовали восемь частных подворий и четыре сельских КДУ из Тарбагатайского, Мухоршибирского, Селенгинского, Кяхтинского и Заиграевского районов. О результатах конкурса мы рассказывали здесь. Рассказываем подробно о каждом лауреате конкурса.

Отметим, что особенностью прошедшего конкурса стали две специальные номинации: «История семейной реликвии», в которой участникам предлагалось направить в свободной форме истории семейной реликвии (традиционного костюма или его элемента, орудия труда, предмета быта, домовой росписи, фотографии, книги, дома и др.), фото реликвии. А также «Хранитель семейской традиции», где участникам основных номинаций предлагалось изложить в свободной форме описание традиционной  технологии (на выбор): приготовление блюда семейской кухни, обработка молочной продукции и пр., прядение и ткачество, вышивка и шитье, изготовление предметов быта (мебели, посуды, веников, корзин, разделочных досок и пр.), огородничество и садоводство, животноводство и пчеловодство и пр. с приложением фото этапов процесса. Описанные участниками технологии предполагается рассмотреть с целью возможного включения в реестр нематериальных объектов культурного наследия.

Победителями в номинации «История семейной реликвии» стали участницы из Тарбагатайского района.

Ксения Дедюхина рассказала историю фамильного дома в с. Верхний Саянтуй, в котором живет 6-ое поколение семьи Зайцевых.

История семейного дома. Сто лет назад построил свой дом Перфил Зайцев – уроженец Верхнего Саянтуя. Заселился сюда с сыном Ксенофонтом, невесткой Аксиньей и тремя внуками. Когда дед и отец умерли, средняя внучка Марфа вернулась под родную крышу с мужем и детьми. Спустя годы скрасить её старость так же приехала дочь Наталья с семьей. А затем история повторилась ещё не раз. Крепкий дом хранит семейные секреты уже шести поколений. А сам – почти не меняется. Зайцевы берегут его в первозданном виде: подкрашивают лиственничные полы и прочные стены, готовят в старинной печи, пользуются утварью прадедов, хранят старые фотографии и ведут родословную.

«Наши предки уважали свой род, свою религию, своё отношение к жизни. Они нас научили уважать людей, стремиться к хорошему, – делится Надежда Мартемьяновна Андреева, представительница рода Зайцевых. – У нас никогда не закрывались ворота, всё время приезжали гости, у нас такая аура в доме, что не хочется отсюда уходить. Как раньше семейские говорили, это «намоленный дом», потому что мои предки молились и хотели добра и счастья своим потомкам. В этом родовом доме живёт душа».

ГОРШОЧЕК ОТ ХВОРЕЙ

Надежда Фомина из с. Куйтун рассказала и показала, как ее бабушка лечила женщин от хворей с помощью старинного глиняного горшка. Старообрядцы не посещали врачей, считали грехом. Лечились сами (некоторые делают это до сих пор): с помощью трав и молитв заговаривали грыжи, детский испуг, ячмень на глазу, «пресекали утин», т.е. боли в спине. Деревенские бабушки умели править голову после ушиба, заговаривать воду от сглаза.

В доме жительницы села Куйтун Надежды Фоминой среди десятков старинных вещей хранится глиняный горшок. Им её бабушка Агафья, дочь церковного старосты, лечила женщин. Если односельчанка жаловалась на боли в животе или не могла забеременеть, бабушка говорила, что «её матка присохла к брюху», а значит, требовался массаж. Агафья Ананьевна обильно намыливала хозяйственным мылом живот женщины, затем достав горшочек, смазывала края вазелином или маслом, поджигала внутри кусочек пакли и прикладывала его к животу так, чтобы пупок был посередине.

«Бабушка спрашивала женщину, тянет ли живот, а как переставало тянуть, горшочек убирала и начинала растирать. При этом читала молитву. Процедуру делала 5-6 раз на голодный желудок с утра, а после лечения поила чаем. Точно так же женщин восстанавливала после родов, – вспоминает Надежда Фомина. – За лечение рассчитывались кто чем мог, приносили конфеты, чай, сахар. Но ни в коем случае бабушка не брала за помощь деньгами».

Победу в номинации «Хранитель семейской традиции» разделили два мастера. Сергей Шурыгин из с. Новая Брянь создал макет семейской усадьбы. Все элементы миниатюры выточены Сергеем вручную, работе над макетом предшествовало изучение архивных документов, фотографий в учреждениях с. Новоя Брянь.

СТАРИННАЯ УСАДЬБА

Что кроме дома обязательно строили на семейском подворье? Конечно, большие ворота с «кабаном» – крышей, которая защищала их от дождя. Амбар, где хранили зерно и обустраивали «летний холодильник» – погреб. Иногда его ставили отдельно. В завозне лежал весь хозяйственный инвентарь. На летнюю кухню в тёплое время года обычно переселялись из большого дома. Неподалеку от дома стоял дровяник, чтобы студёной зимой не пробираться к поленнице по большим сугробам. Обязательная постройка – баня. Семейские – любители чистоты. И конечно, загоны, загородки, стайки для скота и сеновалы для хранения кормов.

Многое из этого в миниатюре есть на макете семейского подворья Сергея Шурыгина. Он хранится в центре семейской культуры «Узорочье» (с. Новая Брянь Заиграевского района). Учитель труда и столярного дела потратил на его сборку год – мастерил по образу и подобию реальной усадьбы. Вручную вытачивал брёвна и склеивал миниатюрные сооружения. С ювелирной точностью изготовил мельчайшие детали: например, «бабку» для битья (оттачивания) косы или чурку с большим тяжёлым топором – колуном.

Мастер мечтает обставить горницу маленькой мебелью, под стать убранству старинных домов. А ещё – соорудить макеты старинной новобрянской школы и церкви. Вместе с сотрудниками центра ищет архивные документы и фотографии этих зданий.

Поразила членов жюри своим мастерством Галина Фетисова с. Шаралдай Мухоршибирского р-на, которая испекла оладьи по рецепту своей бабушки в русской печи на чугунной сковороде.

Ещё немного об интересных моментах

ШКАТУЛКА С ДРАГОЦЕННОСТЯМИ...

...иначе усадьбу Сергея Думнова из села Ягодное не назовёшь. Из металлолома мастер собрал картофелекопалку, электродровокол и мотоцикл-вездеход. А в саду вырастил грецкий орех. Если запастись морковкой и капустой, можно покормить и погладить домашних пони, коз и телят, или покататься на лошади из личного табуна.

Но главное достоинство усадьбы – здесь всё отстроено и украшено деревом: от входных ворот до дровяного сарая во дворе, от резного зеркала до кухонного гарнитура в доме. Столярному делу Сергей Фёдорович учился у дедушки. Свою усадьбу обустраивает уже 30 лет, с момента, как заселился сюда с женой. И даже делает на заказ деревянную мебель. Заказы поступают из разных концов республики, а также от дацанов, для которых Сергей Думнов заботливо вырезает двери, алтари.

«Я привык всю жизнь что-то делать, работать. И для семьи стараешься, для детей, – делится мастер. – Семейские не могут сидеть без дела, надо обязательно что-то делать и обязательно что-то красивое».

НЕОБЫЧНЫЙ ЭКСПОНАТ

В музее-усадьбе села Ягодное хранится необычный экспонат. Внешне он похож на короб, с которым семейские ходили за ягодой. В народе такой называют «горбовик», потому что носить его нужно было на горбу – спине. Правда, у этого предмета крышка расположена не сверху, как в горбовике, а сбоку. И затягивается резинкой.

Этот короб верой и правдой служил одной из жительниц села Ягодное в качестве … сейфа. В 30-х годах прошлого века она работала кассиром в колхозе. Пешком или на кованке (телеге, запряженной лошадью) добиралась в соседнее село Арбузово. Там колхозникам за трудодни выдавали облигации. Ценный груз кассир прятала в фанерный самодельный сейф, привозила в родное Ягодное и раздавала односельчанам.

 ДОРОГАЯ ОБНОВКА

Сколько могло стоить в старину стёганое женское полупальто? Семейские называли такое пальто курма, курмушка или шестиклинка, потому что к приталенной верхней части пришивали низ из шести клиньев.

Курмушки носили и на работу, и в праздники. Вещь была незаменимая. Поэтому, по воспоминаниям одной из старожилок села Ягодное Песковой Галины Ильиничны, её семья отдала баснословный выкуп – оставила родственникам свой дом, чтобы взамен получить чёрную курмушку, пальто и немного денег. 

В семье обновку называли «москвичка», видимо, имели ввиду особый крой. И этой чёрной курме из крепкого сукна с дорогими пуговицами и воротником уже около 100 лет.

«ДЕРЕВНЯ НА ЗАВИСТЬ»

Около четырёх часов по федеральной трассе, сельской гравийке и непредсказуемой лесной дороге занимает путь до села Новодесятниково в Кяхтинском районе. Его в 1814 году основали выходцы из села Десятниково Тарбагатайского уезда.

Сегодня в селе около двухсот жителей. Есть неполная средняя школа, фельдшерский пункт, клуб, где репетирует семейский ансамбль «Зареченька» и частный старообрядческий музей. Впрочем, старинную атмосферу и семейский дух берегут в каждом подворье.

«Если проехать по улицам, ни один дом не похож на другой. Каждый дом показывает характер своего хозяина, – отмечает Татьяна Мисайлова, заведующая Домом культуры с. Новодесятниково. – И ещё вот все спрашивают: чем отличаются новодесятниковцы и вообще семейские от других. А я хочу сказать: отличаются здоровой завистью. Вот если у соседа стоят такие вот ворота, а я что, хуже что ли? Я тоже такие хочу, и у меня будут ещё лучше. Так и живут – здоровой завистью и трудолюбием».

Трудолюбие мастера на все руки Сергея Полынцева знает вся деревня – к нему идут за помощью или полюбоваться двором. У ворот гостей встречает макет настоящей церкви. В баню народный умелец провёл воду, как в городской квартире – горячую и холодную, а у дома обустроил чайную зону и даже соорудил настоящий фонтан. Говорит, осталось придумать, где поставить качели. Но, скорее всего, на этом его творческие идеи не закончатся.

ПОТОМСТВЕННЫЙ ПЧЕЛОВОД

Александру Иванову, жителю Нового Загана, от деда досталось два таланта: мастерить по дереву и ловко управляться с пчёлами. До пенсии он проработал учителем труда. С ребятами мастерил полезные в хозяйстве вещи, например, грабли без единого гвоздя, как в старину. А душой он отдыхал на собственной пасеке.

Однажды в старом доме обнаружил дедовский улей, сделанный из обычной чурки.

«Стоит да стоит какой-то ящик. А потом понял, что это улей был, а рамочки – то ли топором, то ли ножом сделанные. Их делали, как могли – без сот. У старых людей не было медогонки, мёд получался не центробежный, как сейчас, а сотовый, он сам по себе стекал. А то, что не стекло, жевали прямо с пчелиным воском. А там и мёд, и прополис, и все полезные вещества. Говорят, если с детства мёд потреблять, с зубами проблем не будем, и жить будешь долго. Дед в 89 умер, у него все зубы были целые».

До наших дней реликвия не сохранилась, но пчеловод-умелец и сам придумывает занятные изобретения. Например, делает мини-соты из бересты, и, когда рой наполняет их мёдом, раздаёт гостям. А ещё признаётся, что тоскует по пчёлам во время зимовки и ждёт весны, чтобы «хоть одна бы пчёлка да ужалила».

СТАРИННЫЙ ДНЕВНИК

Прапрадеда Александра Иванова – Назара Михайловича – знал весь Новый Заган. Он был сельским уставщиком: руководил молебнами, проводил религиозные требы – отпевание усопших и крещение младенцев. Был грамотный, переписывал молитвы и вёл собственные записи на старославянском. Например, написал о том, как японские интервенты казнили старшего брата: «за коня привязали – замучали». Эти пожелтевшие листочки с событиями из старины семья сберегла в дедовском чемодане с документами.

«Я даже почерк узнаю дедовский, – вспоминает праправнук Александр Иванов. – У нас на огороде колодец был, а там прясла и калитка. И дед на досточке таким почерком написал: «По взятии воды ворота закрывать, ведро пускать наверх». И все подчинялись – видели, кто писал».

По стопам прапрадеда старается сохранять воспоминания и Александр Иванов. Он ведёт родословную большой семьи, прежде всего, ради собственных детей и внуков.

«АКУЛИНА ИЗ АТЛАСА»

«Это случилось ещё до войны. Девушка и парень из села Никольск полюбили друг друга. Какая кошка меж ними пробежала, уже никто не знает. Свадьбу так и не сыграли. Девушка на сносях осталась одна. Но так она приглянулась несостоявшейся свекрови, что та перед самыми родами пришла к ней в гости с подарком – дорогой шалью из китайского атласа. «Больше я для тебя ничего сделать не могу. Дарю тебе этот атлас, расти в нём мою внучку».

Девушка подарок приняла. Вскоре и вправду родила девочку и назвала её Акулина. Как и завещала её бабушка, дочку молодая мать заворачивала в эту шаль и так и ходила с ней по деревне. Отчего ребёнка люди прозвали «Акулина из атласа».

Эту историю и ту самую шаль теперь хранит внук Акулины – Николай Ерофеев. С молодой супругой и сыном они заселились в дом прадеда, а все старинные вещи собрали в летнем домике и обустроили его как настоящую семейскую избу. 

Об экспедиции в районы снят четырех серийный документальный фильм, посмотреть который можно в VK видео. Фильм снят ТК «Ариг Ус» по заказу Республиканского центра народного творчества*.

Материал подготовлен  главным специалистом отдела нематериальной культуры Центра народного творчества,  Центра семейской культуры Марией Магановой


*Деятельность РЦНТ осуществляется при поддержке министерства культуры Бурятии и главы ведомства Соелмы Дагаевой. Министерство успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом "Культура", инициированным президентом России Владимиром Путиным.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")