Что носили семейские в будни и праздники?

Координационный центр по культуре семейских рассказывает о традиционной одежде старообрядцев

 

Костюм семейских сохранил архаические черты допетровской Руси. Широко бытует представление, что костюм семейских – это роскошь тканей, яркие краски и богатые украшения. В таких праздничных нарядах мы привыкли видеть артистов на сцене. Повседневная же традиционная одежда семейских отличалась простыми недорогими тканями темных цветов и отсутствием декора и украшений. Элементы одежды изготавливались так, чтобы было удобно заниматься хозяйством, работать. Однако есть в них и немало сакральных деталей.

Координационным центром по культуре семейских при Республиканском центре народного творчества создана коллекция костюмов по этнографическим образцам Тарбагатайского, Бичурского районов Бурятии и Красночикойского района Забайкалья. В коллекции представлены мужские и женские, детские и взрослые, летние и зимние костюмы, обувь и украшения. Авторами коллекции являются Ирина Клементьева – дизайнер одежды и Наталья Нестеренко – исследователь традиционной культуры семейских.

Проект осуществляется в рамках подпрограммы «Сохранение и развитие традиционной культуры старообрядцев в Республике Бурятия»при поддержке министерства культуры Бурятии, которое, по словам министра Соелмы Дагаевой, успешно реализует и другие творческие проекты, связанные с федеральными программами, в том числе, национальным проектом «Культура», инициированным президентом России Владимиром Путиным.

Фотографии коллекции опубликованы в рубрике «Народный костюм» (хэштэг #народныйкостюм@rcnt03) в сообществе ВКонтакте «РЦНТ Бурятия».

 

Тарбагатайский локальный семейский костюм

В праздничном зимнем женском костюме рубаха скроена из шелка или атласа по типу русской рубахи. Сарафан выполнен по крою «московского круглого» сарафана с небольшим разрезом спереди, застегивается на пуговицу, кроится из 4-6 полос ткани в зависимости от обхвата груди. По низу сарафана пришиваются атласные или шелковые ленты контрастного цвета. Детали предметов одежды декорируется строчной машинной вышивкой с элементами графического и растительного орнамента.

Запон для праздничного костюма, как правило, шьётся из дорогой набивной шёлковой или шерстяной ткани, нарочито короче и богато декорированный.

Кичка отличалась высоким очельем, плетение поднизи имеет сильное отличие от бичурского – много дополнительных слоев и «висюлек», что делает ее пышнее и сложнее, во вдовьих кичках поднизи черные и менее сложные, но дорогие.

Женщина обязательно носила янтарные бусы «корольки», длинные, массивные, тяжелые. Эти украшения до сих пор передаются по наследству.

 

Бичурский локальный семейский костюм

Повседневный костюм отличается практичностью – шьется из недорогих хлопчатобумажных тканей с несложной отделкой, отсутствуют украшения. Крой женского костюма мало отличается от тарбагатайского, но в целом длина костюма короче. У большинства бичурских костюмов силуэт более приталенный. Ткани для костюмов предпочитаются с ярким набивным рисунком, однотонные обильно отделываются строчкой, биями, тесьмой.

Рубаха в женском праздничном костюме – с манжетами, редкий для семейских образец. На запане – кружевная лента в дополнение к атласным. Кички мягче, кондырёк не твёрдый, часто не украшаются брошками и булавками.

Мужской комплекс демонстрирует образец моленного костюма для церковной службы. Праздничный, но строгий, сшит из дорогих шёлковых и шерстяных тканей темных цветов.  Шапка из соболя, халат на шерстяном утеплении поверху подпоясан широким тканым поясом – кушаком. Широкие шаровары из бархата заправлены в высокие хромовые сапоги.

 

Красночикойский локальный семейский костюм

Женские костюмы отличаются косоклинным кроем глухих сарафанов, декором и тканями. Кичка в праздничном костюме – широкая копытообразная. Запан более широкий с оборкой по нижнему краю и кружевом вместе с лентами. Украшения – из жемчуга: жерёлок с нашитыми рядами жемчужин и «гагатками» и низанные жемчужные бусы разных видов.

Бытовой зимний костюм дополнен стеганой тёплой курмушкой с широкой нижней частью, отрезной от талии, сверху из алого шёлка с бархатной контрастной отделкой.

Мужской бытовой (рабочий) зимний костюмный комплекс включает рубаху байковую, порты из шерстяной ткани, сапоги, тканый пояс, тулуп и папаху из овчины.

В девичьем костюме рубаха с широкой оборкой по запястью ворот со стоечкой, девичья головная повязка из красного хлопчатобумажного бархата по очелью расшита натуральным жемчугом.

Обязательной частью в любом костюме был пояс. Первый пояс надевался ребенку еще при крещении вместе с крестиком. Он был узенький и простой. А вот уже во взрослом возрасте семейские носили два пояса: один на теле, второй нарядный – на одежде. Пояс декорировали нитями, считалось, что их можно использовать в обрядовых действиях, к примеру, перевязать пуповину или рану. Пояс должна была уметь ткать каждая девочка. Сарафаны подпоясывались ткаными поясами только семейскими Бурятии. У чикойских женщин к сарафанам шли широкие гарусные кушаки.

 

Использованы материалы сайта семейские.рф, текст Натальи Нестеренко.

 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")