СТАРООБРЯДЦЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ. Фотовыставка, посвященная 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума

Дата публикации: 10.01.2021

Шелковые сарафаны и прабабушкины украшения, старопечатные книги и Новый год в сентябре, традиция креститься двумя перстами – это не выдержки из учебника истории, а будни семейского (старообрядческого) села, жители которого сохранили древнерусскую культуру на протяжении трети тысячелетия. На сегодняшний день семейские – это живой памятник неповторимой самобытности и стойкости русского человека. Именно сегодня они живут в полной религиозной свободе, сохраняя свои обычаи и традиции, воспитывая детей и внуков, приучая их к труду и вере.

Осмотрительный консерватизм старообрядцев во многом оказался нужным для нового подъема или возрождения национальной культуры, ибо продлил ее бытование до наших дней и, надо полагать, еще сослужит свою службу в различных уголках земного шара, куда забросила судьба горсточки русских людей, приверженцев старой веры и старых обрядов.

Настоящая фотовыставка наглядно рассказывает о том, как за 350 лет в изгнании старообрядцам Забайкалья удалось сохранить самобытную культуру допетровской Руси. О том, как люди работали, осваивали новые земли, и о том, как до сих пор они продолжают хранить свою культуру и быть верными своему выбору.

Протопоп Аввакум Петров (1620–1682)

Противник церковной реформы, начатой патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в 1650-1660-х годах, идеолог и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения, писатель (автор «Жития протопопа Аввакума», ряда полемических сочинений и посланий единомышленникам).

За свою религиозную деятельность был сослан в Тобольск, Даурию, заточён в тюрьму (Пустозерский острог) и в итоге казнён.

В старообрядчестве на протяжении всей его истории являлся авторитетной и знаковой фигурой и почитается как священномученик и исповедник.

 

Открытие Поклонного креста в честь протопопа Аввакума в селе Посольское Кабанского района в рамках встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума». 2007 г.

Фото В. Матвиевского

Повседневные религиозные отправления состояли в следующем. Каждый день у семейских начинался и завершался молитвой. Рано утром, поднявшись и умывшись, помолившись, принимались за трапезу и за труды праведные – основу крестьянского благосостояния. Перед началом любого занятия обязательно творили Исусову молитву, осеняя себя двуперстием.

 

Пасхальные гулянья в Тарбагатае. Начало ХХ в.

Фото из архива Национального музея РБ

 

Празднование Пасхи – самое продолжительное: 40 дней верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». День Светлого Христова Воскресения для христиан – это время особого торжества и духовной радости, когда верующие собираются на службы славословить воскресшего Христа, а вся Пасхальная седмица празднуется «как един день».

 

Переплет рукописи старообрядческим уставщиком. Середина ХХ в.

Фото из архива В. Матвиевского

 

Уставщик – церковнослужитель, наблюдающий за порядком богослужения по уставу. Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, чтобы они совершались в строгом соответствии с церковным и монастырским уставами.

Фото В. Матвиевского

 

У семейских-старообрядцев сохранились многие памятники древнерусской культуры и письменности. Ученые- этнографы собрали у них замечательные материалы: древние иконы, книги и рукописи, предметы быта и обихода, образцы старинной одежды. Эти предметы старообрядческой культуры существенно пополнили книгохранилища и музеи страны, обогатив науку и культуру.

 

Уставщица Чистякова Анна Прокопьевна из с. Десятниково Тарбагатайского района с Ветхим Заветом

Фото из архива В. Матвиевского

 

Афанасий Перфильевич Думнов (18871970)

Фото из семейного архива Думновых

Полный кавалер солдатского Георгиевского креста, двух Георгиевских медалей «За храбрость» Думнов А.П. – уроженец семейского села Тарбагатай, участник I Мировой войны, фельдфебель 5-й роты 14-го Сибирского стрелкового полка 4-ой Сибирской стрелковой дивизии.

 

Тарбагатайские женщины. Начало ХХ в.

Фото из архива Национального музея РБ

 

Семейские Забайкалья до настоящего времени сумели сохранить не только свою веру, но и свою самобытную материальную и духовную культуру.

К народно-бытовым особенностям культуры семейских относится их приверженность к особого рода одежде, чем они выделялись на общем фоне русского сибирского старожильческого населения.

 

Павлова Вера Игнатьевна, с. Петропавловка Бичурского района, 1969 г.

Фото с сайта Государственного каталога музейного фонда РФ

Наряд семейской женщины включал в себя рубаху, прямой и косоклинный сарафан, пояс, запан, фартук, кичку. Кичка украшалась бисером. Янтарные бусы – главный аксессуар семейской женщины. Незамужние девушки не носили кичку, а вплетали ленту в косу.

Семейские дети. Начало ХХ в.

Фото с сайта «Культура. РФ»

Семейские всегда уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей с раннего возраста. Семилетние дети помогали матери по хозяйству, убирали в доме, присматривали за маленькими сестрами и братьями. Дети 9-10 лет уже работали в огороде, помогали отцу.

 

Семья Анатолия Назарова, счетовода колхоза «Победитель» Тарбагатайского района. Середина ХХ в.

Фото из архива Национального музея РБ

 

Супруги Владимир Андреевич и Степанида Евдокимовна Вишняковы из
с. Десятниково Тарбагатайского района
на фестивале «Хранители отчих традиций». 2018 г.

Фото из архива РЦНТ

 

Семейское подворье. Село Билютай Бичурского района.

Республиканский смотр-конкурс культуры и быта семейских «Хранители отчих традиций», 2018 г.

Фото из архива РЦНТ

 

Селения семейских выделяются на общем фоне сибирских русских сел своей величиной, ухоженностью и чистотой, размерами домов, своеобразием культуры, быта, нравов.

Исследователи культуры старообрядцев отмечают культ чистоты, как физической, так и духовной, присущий старообрядцам. В быту, в отношении к пище и домашней утвари, в отношении к внешнему облику и в общении с людьми — во всем соблюдался порядок.

 

 

Проведение мастер-класса «Выпекание оладьев в русской печи».

С. Шаралдай Мухоршибирского района

Фото из архива РЦНТ

 

Многие блюда семейской кухни готовятся в русской печи, жарятся на открытом огне или томятся несколько часов.

Из посуды используют чугунные горшки, сковороды, пекут хлеб на кирпичах.

Главное место всегда занимает хлеб и разного рода выпечка: пироги, пирожки, лепешки, хворост, калачи и караваи.

Семья Рыжакова Ф.Ф. 1943 г.

Фото из статьи Нестеренко Н.М. (Улан-Удэ, 2020).

 

Федор Ферапонтович Рыжаков (1895–1979) – запевала, один из основателей и первый руководитель Большекуналейского семейского народного хора (с 1934 по 1966 год). Заслуженный работник культуры Бурятской АССР, кавалер Ордена «Знак Почета».

Ф.Ф. Рыжаков вспоминал: «Собирать хор было трудно. Верующие старики, уставщики осуждали за это. Петь не давали. Спевки проводили тайно, у кого-нибудь в избе. Это было в 1931 году».

 

 

Большекуналейский семейский народный хор – участник II Декады бурятского искусства и литературы в г. Москва. 1959 г.

Фото из архива В. Матвиевского

 

Наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем ее тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура семейских, прежде всего, выделяется многоголосным неповторимым распевом.

 

Большекуналейский семейский народный хор. Вторая половина ХХ в.

Фото из архива РЦНТ

 

Хор образован в 1927 г. У истоков создания хора стояли знатоки старинной семейской песни Ф.Ф. Рыжаков, И.Ф. Рыжаков, В.Т. Иванов, Ф.И. Брянский.

Как сложившийся коллектив, хор заявил о себе в 1936 г. на праздновании юбилея Бурят-Монгольской республики в г. Улан-Удэ.

 

Слева направо: Рыжаков Федор Ферапонтович (18951979), Назаров Спиридон Харлампьевич (18881979), Рыжаков Александр Иванович (19051996), Иванов Влас Трофимович (18851976)

Фото из архива РЦНТ

 

«Куналейские старики» – основатели и запевалы Большекуналейского семейского народного хора, знатоки и хранители старинных русских народных песен в семейском распеве, не раз покорявших своих современников, выступая в Большом театре Союза ССР (1940, 1959), Колонном зале Дома Союзов (1967), на Всесоюзном радио (1940, 1959, 1967), становясь лауреатами всероссийских, международных фестивалей.

Надежда Кушнарёва – руководитель Большекуналейского семейского народного хора и детского ансамбля «Родничок» на фестивале «Путь Аввакума». 2007 г.

Фото В. Матвиевского

 

Первая Встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» прошла в Республике Бурятия в 2007 году, собрав около 3 тысяч участников из 11 регионов России, 10 стран дальнего и ближнего зарубежья. Она была посвящена 250-летию начала массового переселения сторонников древлеправославия в Сибирь и Забайкалье. Во встрече принимали участие 20 древлеправославных священников различных церквей, более 100 ученых, занимающихся непростой историей раскола в православии.

 

Федоров Ануфрий Кириллович – старейший участник и аккомпаниатор Большекуналейского семейского народного хора

Фото из архива РЦНТ

 

Ольга Александровна Рымарева – старейшая участница Большекуналейского семейского народного хора, хранительница дома-музея Рыжакова А.И., одного из основателей и руководителей хора.

Фото из архива РЦНТ 2019г

 

Первый состав хора «Истоки». Вторая половина ХХ в.

Фото из архива РЦНТ

Забайкальский семейский народный хор «Истоки» (г. Улан-Удэ) – базовый коллектив Республиканского Центра народного творчества. Создан в 1967 г. преподавателем ВСГИК Н.И. Дорофеевым и выходцами семейского села Большой Куналей Тарбагатайского района.

 

Детский ансамбль «Янтарёк» – спутник Десятниковского народного семейского хора Тарбагатайского района.

2001 г.

Фото С. Конечных

 

Детский фольклорный ансамбль «Янтарёк» образован в 1986 г. В составе коллектива дети от 7 до 16 лет. В репертуаре, в основном, народные песни. Участник и дипломант республиканских и межрегиональных фестивалей и конкурсов.

 

Знаменитая частушечница Терехова Ирина Ивановна из с. Верхний Жирим Тарбагатайского района. 2007 г.

Фото из архива РЦНТ

Частушка ужилась рядом с традиционной семейской песней, наследуя от нее образную систему и тематику. С середины минувшего столетия она стала неотъемлемой частью фольклорного репертуара. Частушки у семейских отличаются многообразием, могут быть и веселыми плясовыми, и озорными, и грустно-лирическими.

 

 

Усадьба-музей И. Калашникова в с. Шаралдай Мухоршибирского района

Фото из архива РЦНТ

Исай Калистратович Калашников – советский писатель, член Союза писателей СССР, народный писатель Бурятии, лауреат Государственной премии Бурятской АССР. Его перу принадлежат рассказы, новеллы, киносценарии, повести «Подлесок», «Через топи», «Расследование», романы «Последнее отступление», «Разрыв-трава», «Жестокий век. 9 августа 1991 г. в его честь земляками был открыт музей-усадьба, где традиционно проводятся Калашниковские чтения.

 

Международный фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов «Раздайся, Корогод – 2015», Тарбагатайский район

Фото В. Матвиевского

 

«Раздайся, корогод!» – фестиваль фольклора старообрядческих художественных коллективов. Традиционно проводится в Республике Бурятия с целью сохранения и развития самобытного искусства старообрядцев; выявления интересных творческих коллективов, пропагандирующих народные традиции; поддержки международного культурного сотрудничества между фольклорными коллективами семейских Забайкалья и старообрядцев, проживающими в России, странах ближнего и дальнего зарубежья.

 

Международный фестиваль культуры семейских-старообрядцев «Семейская круговая» в с. Красный Чикой Забайкальского края, 2012 г. 

Фото В. Матвиевского

 

Семейский народный ансамбль «Долюшка» из с. Новая Брянь Заиграевского района на праздновании Республиканского фестиваля русской культуры «Байкальский хоровод». 2019 г.

Фото С. Тарасенко

 

«Байкальский хоровод» – фестиваль по традиции посвящается празднованию светлого Дня Святой Троицы. В 2019 г. фестиваль проводился в рамках реализации Государственной программы РБ «Укрепление единства российской нации и развитие этнокультурного разнообразия народов России в Республике Бурятия».