В Улан-Удэ состоялся показ кинокартины

О новой работе Владимира Ширапова рассуждает Баир Цыренов.

27 декабря уходящего года состоялась премьера фильма Владимира Ширапова «Прозрение». Картина посвящена великому бурятскому религиозному деятелю Эрдэни Хайбзун Галшиеву. Основной упор автор делает на исторических событиях, описании местности.

Однако, в этой статье будет разбор самого фильма. В первую очередь, заинтересовал визуальный ряд и работа с актерами. Похоже в республике намечается еще один автор, который мыслит, как кинематографист – кинообразами. Первый – широко известный в республике и за ее пределами – кинорежиссер Баир Дышенов. В картине прослеживается основной  сюжет, но в данном произведении это не самое главное, визуальный ряд дает широкий простор для трактования. Фильм получился многослойным, что говорит о вкладываемых в него смыслах, которые возможно раскроются не с первого просмотра. Для меня это один из немногих бурятских современных фильмов, который хотелось бы пересматривать.

Отдельно стоит отметить работу с актерами-непрофессионалами. Удивительно точен подбор типажей, при этом герои органичны, они действительно живут в кинопространстве Владимира Ширапова. Возможно, в Бурятии рождается новый Автор, работы которого можно с достоинством  представлять на мировых кинофестивалях. Надеюсь, они войдут в учебники по истории кино Бурятии и России. Хочется пожелать, чтобы Владимир отошел от камеры, нашел своего кинооператора, киногруппу и продолжал поиски   авторского киноязыка.

Из минусов. Некоторая торопливость монтажа, стремление к необоснованным точкам съемки,  стилизация под «Голливуд» смотрятся вычурно. Надеюсь, автор будет развивать и искать свой киноязык, который, мне кажется, он нащупал. Подстраиваться под шаблоны и ярлыки всемирной «фабрики грез» для кинорежиссера смерти подобно, большой риск свалиться в эту бездну безликих, немых, инертных ремесленников.

Поиск собственного кинематографа в Бурятии продолжается. Пока мы не знаем, какой он киноязык, присущий бурятскому народу. Например, Баир Николаевич творит не спеша, статичными, длинными планами, убаюкивает широкоугольными кадрами родной степи. Возможно в районах республики  будут развиваться свои подходы к пониманию формы киновысказывания.

А нам остается наблюдать появится ли на горизонте новая фигура. Надеюсь, что да, ведь название картины очень символично – прозрение. А может это прозрение Владимира Ширапова?  

Баир Цыренов, гл. специалист РЦНТ